Версия для слабовидящих

Электронная почта: parusvl@bk.ru

почта методического центра: parus-nad.metod@mail.ru

8 (423) 238-80-35

Владивосток, ул. Маковского, 123

Задать вопрос

Служба ранней помощи

Опубликовано: 18.12.2017 год.

Служба Ранней помощи детям создана в рамках реализации «Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Приморском крае на 2018 - 2019 годы» при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации г. Москва

СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ от 0 до 3 лет

С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ИЛИ РИСКОМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

Цель  – оказание междисциплинарной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей-инвалидов раннего возраста (от рождения до 3-х лет).

Задачи:

  • Повышение качества жизни семей с детьми с ОВЗ
  •  Повышение родительских компетенций в вопросах развития «особого ребенка»
  •  Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, интеграция их в общество
  •  Профилактика семейного и детского неблагополучия

 

Родители – наши главные партнеры! 

Услуги:

  • Оценка особенностей развития ребёнка
  • Составление индивидуальной программы развития
  • Индивидуальные и групповые занятия с детьми и родителями
  • Домашние визиты
  • Консультации родителей
  • Прокат реабилитационного оборудования для детей-инвалидов «Нет преград»

 

Чем  ребенку могут помочь в Службе ранней помощи?

  • Оценить уровень развития ребенка, выявить ограничения и трудности развития ребенка, сформировать адекватную «картину» ограничений ребенка, укрепить семейный  ресурс.
  • Вместе с родителями разработать и реализовывать программу ранней помощи в разных областях жизнедеятельности особого ребенка: двигательной, речевой, когнитивной, самообслуживания и др.
  • Помочь родителям лучше понимать потребности ребенка и содействовать его оптимальному развитию.
  • Помочь подобрать необходимое ребенку специальное оборудование и технику (специальные стулья, коляски, приспособления для стояния и еды и т.д.).
  • Найти способы оптимального взаимодействия родитель-ребенок в обычных бытовых ситуациях (кормление, одевание, игра и т.д.).
  • Способствовать успешной социализации и интеграции ребенка в обществе.

 

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ + РАННЯЯ ПОМОЩЬ

Что такое ранняя  помощь?

  • Помощь в развитии и социализации детей  первых трех лет жизни,  с ограниченными возможностями здоровья или с риском возникновения их в будущем.
  • Ранняя помощь дополняет медицинское лечение и медицинскую реабилитацию.
  • Родители могут получить опыт по организации дома оптимальной развивающей среды

Для каких детей подходят программы Службы ранней помощи?

  • Для детей (от рождения до 3-х лет), которые отстают от норм развития в какой-то одной из областей жизнедеятельности ребенка: двигательной, речевой, зрительной и т.п.
  • Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Для детей-инвалидов
  • Для детей социального риска

Специалисты Службы ранней помощи - междисциплинарная команда профессионалов в области развития детей раннего возраста:

  • педиатр развития
  • специалист по коммуникации (логопед)
  • специальный педагог (дефектолог)
  • психолог и эрготерапевт
  • специалист по работе с семьей
  • физический терапевт (инструктор ЛФК)

Как работает Служба ранней помощи? 

В компетенцию специалистов входят следующие сферы развития ребенка: психология развития, семейная психология, общая и коррекционная педагогика, лечебная физкультура, гимнастика, медицинские знания и умение устанавливать отношения с семьей. Во время каждого такого занятия-консультации специалисты, наблюдая за ребенком в процессе игрового занятия, оценивают текущий уровень развития малыша, и определяют, на что нужно обратить внимание в ближайшее время, какие игры или мероприятия необходимо организовать и проводить родителям, чтобы их малыш успешно рос и развивался. 
  
В процессе консультативных встреч специалист по раннему развитию обсуждает с родителями вопросы, касающиеся кормления и ухода за малышом, а также стремится помочь им наилучшим образом организовать домашнее пространство с тем, чтобы близкие люди и окружающая малыша обстановка способствовала его всестороннему развитию. 

Что такое ранее развитие?

Программами раннего развития  называют программы помощи маленьким детям (детям первых трех лет жизни),  имеющим нарушения развития или риск возникновения нарушений в развитии в будущем. Эти нарушения могут возникать по самым разным причинам - от врожденных и биологических медицинских факторов до проживания в трудных социальных условиях или вне семьи.

Информационные материалы в помощь родителям и специалистам

***

Положение о Службе ранней помощи

ПОЛОЖЕНИЕ о Службе ранней помощи

  1. Общие положения.

 

  • Настоящее положение разработано в соответствии с Уставом СРЦН.
  • Служба раннего вмешательства (далее – Служба) входит в структуру Территориальной службы сопровождения семьи на базе СРЦН.
  • Служба создаётся, реорганизуется и ликвидируется приказом директора СРЦН, который:
  • назначает заведующего службой и определяет его функциональные обязанности;
  • утверждает правила внутреннего распорядка, регламенты работы специалистов Службы;
  • регламенты видов деятельности.
    • Руководство Службой осуществляет заведующий, который определяет режим дня, план работы, составляет график работы сотрудников, осуществляет обеспечение ТБ, пожарной безопасности, охраны труда, сохранности имущества, эксплуатируемого сотрудниками Службы.

Служба осуществляет свою деятельность в рамках данного положения и должностных инструкций специалистов отделения, в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Концепцией развития ранней помощи в РФ на период до 2020г., Законом РФ «О социальном обслуживании населения», Национальными стандартами, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017гг, Комплексом мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи в Приморском крае на 2016-2017 гг., Уставом СРЦН, Положением об учреждении, Концепцией СРЦН.

 

  1. Основные цели и основные задачи.

 

  • Цель Службы:

Создание комплексного эффективного межведомственного сопровождения семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития (в т.ч. с риском нарушения).

 

3. Основные задачи Службы.

 

3.1. Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

3.2.  Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной,   социально-эмоциональной,   двигательной,   речевой, области   самообслуживания);  определение   состояния  психического   здоровья  ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями, законными представителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

3.3.  Ранняя помощь ребенку и семье:

  • Создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
  • Многопрофильное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
  • Наблюдение за динамикой развития ребенка и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

3.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

  • Раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;
  • Консультирование родителей   по   вопросам,   связанным   с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
  • Предоставление информации о законодательных и нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.
  • Осуществление преемственности между Службой и детскими дошкольными образовательными учреждениями, а также другими организациями  системы профилактики.
  • Информирование населения о работе Службы, ее целях и задачах.

 

Результатом  работы  Службы  является предоставление  квалифицированной  межведомственной  семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение преемственности программы сопровождения ребенка и семьи, в том числе после окончания указанной программы.

 

  1. Основные принципы деятельности Службы.

 

4.1. Добровольность — решение об обращении в Службу раннего вмешательства и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей (законных представителей).

4.2. Открытость — Служба отвечает на все запросы родителей (законных представителей) ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

4.3. Конфиденциальность — информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ

4.4. Уважение к личности — сотрудники Службы уважительно относятся к ребенку и родителям (законных представителей), принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей (законных представителей), сотрудники Службы принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

4.5. Междисциплинарный подход — совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с

технологиями межпрофессионального взаимодействия.

4.6. Семейно - центрированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников Службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями (законными представителями и другими челнами семьи).

 

  1. Организация работы Службы.

 

  • Специалисты Службы ранней помощи и их функции: 

Должность

Требуемый уровень образования

Количество ставок

Направления работы

Руководитель

Базовое: высшее медицинское, педагогическое, психологическое образование или высшее образование в социальной сфере;

дополнительное: повышение квалификации - постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству

0.5

 

Планирование всех направлений деятельности службы.

Контроль за реализацией основных принципов работы службы

Оперативное управление.

Организация мониторинга для оценки эффективности деятельности службы и принятия обоснованных управленческих решений.

Организация и обеспечение деятельности по взаимодействию службы с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.)

Планирование и организация работы по повышению квалификации сотрудников службы.

Планирование и обеспечение службы техническими средствами и методическими материалами.

Педагог-психолог

Базовое: высшее психологическое, либо высшее образование и профессиональная переподготовка по специальности «психология»,

дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству

1

 

Работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями).

Выявление проблем клиентов службы ранней помощи (дети, семьи и ближайшее окружение).

Создание и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка и семьи.

Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи.

Взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между всеми сотрудниками службы.

Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

Психологическая помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации.

Специалист по ранней коммуникации (логопед)

 Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики;

дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству

 

1

Работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями).

Оценка уровня развития ребенка

Создание и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка и семьи.

Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи.

Взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между сотрудниками службы.

Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

Физический терапевт (врач ЛФК/инструктор ЛФК)

Базовое: высшее медицинское (врачебное) образование;

дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству

 

 

1

Определение физического, функционального состояния ребенка и анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие.

Разработка программы физической терапии с учетом особенностей работы других членов междисциплинарной команды.

Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе проведения программы вмешательства, оценка динамики развития ребенка.

Консультирование родителей по вопросам подбора, адаптации и самостоятельного изготовления специальных приспособлений для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, обучение родственников ребенка использованию этих приспособлений.

Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи.

Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

Специалист по работе с семьей (социальный педагог)

Базовое: высшее образование в области социальной работы (социальной педагогики) или профессиональная переподготовка в этой области;

дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству

1

 

Информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Информирование семьи о деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).

Помощь клиентам службы в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям (взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий).

Принимает участие в реализации программ индивидуального сопровождения (оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи).

Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи.

Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

Педиатр развития (врач- педиатр)

Базовое: высшее медицинское образование специализация по педиатрии или неонатологии; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству

1

 

Скрининг слуха и зрения.

Оценка уровня развития ребенка.

Педиатрический осмотр ребенка.

Участие в программах индивидуального сопровождения ребенка и семьи.

Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи.

Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в развитии, с подозрением на нарушения слуха, зрения в службе ранней помощи и в других учреждениях района.

Систематическое повышение своей профессиональной квалификации

Диспетчер

 

Среднее

1

 

Координация деятельности сотрудников службы.

Ведение документации по деятельности службы ранней помощи.

Обслуживающий персонал

 

1

 

Уборка помещений службы.

Санитарная обработка игрушек.

 

  • Обязанности штатных и привлеченных к деятельности Службы специалистов регламентируются   должностными инструкциями, утвержденными директором СРЦН, настоящим Положением.
  • Служба работает в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, образования, общественными организациями (фондами, ассоциациями и т.д.) по вопросам всесторонней помощи детям раннего возраста. Специалисты-консультанты: тифлопедагог, врачи (отоларинголог, невролог, офтальмолог, хирург-ортопед, и др.) могут привлекаться для работы в Службе на общественных началах (договорной основе).
  • Основанием для зачисления в Службу и организации диагностической, абилитационной помощи детям, является личное заявление родителей (законных представителей).
  • Решения (постановления) территориальных координационных Советов по организации социального сопровождения семьи.

Основанием для отчисления является:

  • окончание курса реабилитационной работы;
  • непосещение занятий более 2-х месяцев без уважительной причины.

 Организация работы Службы включает следующие этапы:

  • направление специалистов или организаций, обращение родителей (законных представителей);
  • прием направления,  заявления  (контакт  с  родителями  (законными представителями),  внесение в лист ожидания);
  • первая встреча с родителями (законными представителями), заполнение индивидуальной карты ребенка и семьи;
  • определение потребности ребенка и семьи (оценка взаимодействия родителя или законного представителя и ребенка);
  • междисциплинарная диагностика, обсуждение направления и длительности ранней помощи, закрепление куратора случая  (однократная встреча родителей или законных представителей с командой сотрудников, кратковременная программа раннего вмешательства, методы раннего вмешательства);
  • индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи в Службе раннего вмешательства;
  • окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы, оказание содействия в определении дальнейшего образовательного маршрута;

Занятия с детьми могут проводиться как индивидуально, так и в группе, предельная наполняемость группы 2-4 человека.

Специалисты Службы проходят соответствующую подготовку по профилю деятельности Службы раннего вмешательства (ранней помощи).

 

  1. Права и обязанности участников процесса раннего вмешательства.

 

6.1.     Служба имеет право:

  • запрашивать информацию у родителей (законных представителей), с их согласия, необходимую для осуществления комплексной деятельности Службы из учреждений другой ведомственной принадлежности;
  • самостоятельно выбирать формы, средства и методы работы с детьми.

6.2.     Обязанности Службы раннего вмешательства:

  • разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения в Службе;
  • рекомендовать формы для дальнейшей абилитации и реабилитации.

6.3.    Все специалисты, участвующие в деятельности Службы обязаны:

  • соблюдать этические нормы;
  • уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях;
  • знать закономерности развития ребенка;
  • иметь базовые знания по раннему вмешательству;
  • владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни;
  • уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи;
  • вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

6.4.     Родители (законные представители) имеют право:

  • участвовать в разработке и реализации программ индивидуального сопровождения;
  • вносить предложения, направленные на улучшение работы Службы.

6.5.     Родители (законные представители) обязаны:

  • посещать занятия согласно графику;
  • своевременно информировать специалистов Службы о причине пропуска запланированных мероприятий.

 

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы