Версия для слабовидящих

Электронная почта: parusvl@bk.ru

почта методического центра: parus-nad.metod@mail.ru

8 (423) 238-80-35

Владивосток, ул. Маковского, 123

Задать вопрос

В «СРЦН «Парус надежды» открыт кабинет профориентационного тестирования

Опубликовано: 20.01.2019 год.

В рамках реализации «Комплекса мер по организации продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в Приморском крае на 2018 - 2019 годы»  на базе консультативных пунктов КГБУСО «СРЦН Парус надежды» открыты кабинеты профориентационного тестирования.

Открытие кабинета профориентационного тестирования для несовершеннолетних является одним из основных событий плана мероприятий Комплекса мер,  в 2018-2019 годы. В результате, появилась возможность проведение профессионального тестирования несовершеннолетних с целью профессионального самоопределения, что является профилактикой девиантного и аддиктивного поведения. В декабре 2018г. на заседании научно-методического совета рассмотрено Положение о Кабинете, приказом директора утверждено Положение, состав специалистов осуществляющих деятельность по профориентации. За счет гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации приобретено оборудование и методическое обеспечение для функциональной работы кабинетов профориентации. Проводится индивидуальная и групповая профориентационная работа: тестирование, консультирование; апробируются тренинговые занятия. Работа специалистов осуществляется с помощью профориентационной системы «ПРОФИ-I», «ПРОФИ-II».

В 2018г. в тестовом режиме прошла апробация новых методик и методов профориентационной работы с несовершеннолетними,  в которой приняли участие 38 несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Специалисты считают профориентацию актуальным направлением работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Определить свое место в жизни очень важно, и чем раньше это произойдет, тем удачнее она сложится. Необходимо выбрать правильную профессию и направление для личностного роста, развития интеллектуальных способностей и различных коммуникативных навыков. Зачастую младшие подростки не имеют представление, куда пойти учиться дальше и какую специальность выбрать. Происходит это потому, что многие даже не подозревают, на что они на самом деле способны. Случается, что школьнику одинаково хорошо даются гуманитарные и математические науки, а личных предпочтений много. Это сбивает с толку и мешает подростку выбрать подходящую профессию. Для того чтобы выбрать учебное заведение, в котором подросток получит дальнейшее профильное образование, нужно понимать свои типичные склонности. Если возникают затруднения, можно воспользоваться специальными методиками и программами, которые смогут помочь определиться в профессиональном направлении.

Профориентационная система «ПРОФИ-I» разработана специально для этих целей, она позволяет оценить уровень готовности к профессиональному самоопределению школьников 5-7 классов, их способности к самостоятельному выбору профиля обучения, сформированность профессиональных интересов и мотивации.Программа подходит для младших подростков. Тестирование может быть проведено в индивидуальной форме или при групповых занятиях.

        Диагностический блок «ПРОФИ-I» представлен следующими тестами:

  • профессиональной мотивации учащегося (Л.А.Головей);
  • изучение мотивации достижений (А.Махрабиан);
  • методика ценностных ориентаций (М.Рокич);
  • уровень субъективного контроля Д.Роттера (в адаптации Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда);
  • КОТ (краткий отборочный тест Вандерлика).

        Диагностический блок «ПРОФИ-II» представлен следующими тестами:

  • диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф.Зеер, А.М.Павловой, Н.О.Садовниковой;
  • методика экспресс-диагностики работоспособности по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П.Ильина);
  • опросник для определения типов мышления и уровня креативности Дж.Брунера;
  • тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» В.В.Либина;
  • тест-опросникизмерения мотивации А.Мехрабиана;
  • методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т.И.;
  • методика изучения мотивов профессиональной деятельности Головей Л.А.;
  • дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е.А.Климова;
  • опросник «Карта интересов» в модификации О.Г.Филимоновой;
  • опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н.Кабардовой;
  • тренинг по профориентации «В поисках призвания».

Профориентационная система «ПРОФИ-II» направлен на помощь учащимся 8-11 классов в профессиональном самоопределении. Программа содержит методики исследования основных свойств нервной системы, работоспособности, интересов, типичных склонностей, мотивации.

Комплексная оценка мотивационной и личностной сферы несовершеннолетнего позволяет использовать программу в решении различных задач: ориентирование при выборе специализации обучения в старших классах; помощь в принятии решения о дальнейшем обучении в высшем или среднем специальном учреждении; выбор наиболее предпочтительной сферы профессиональной деятельности; составление рекомендации по развитию и тренировке необходимых для выбранной сферы деятельности навыков.

Диагностико-консультативная деятельность дополняется тренингами по профориентации «В поисках призвания». В программу включено описание 10 групповых тренинговых занятий с подростками. Тренинг ориентирован на группу 8-15 участников, занятие - 2,5 часа. Задачи тренинга: формирование актуального для подростков «информационного» поля по теме выбора профессии; обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию; формирование мотивов саморазвития, самоактуализации, личностного роста;  формирование способности подростка к осознанному выбору профессии; формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выбор и принимать решения. Участие в тренинге поможет каждому подростку пробудить скрытый потенциал, определиться с наиболее интересной для него  деятельностью, выбрать несколько вариантов профессий, которые будут и дальше способствовать его саморазвитию.

В 2019 году в рамках работы профориентационного кабинета планируется наладить систему взаимодействия с Центром занятости населения, образовательными организациями общего, профессионального, высшего образования.

Привлечение волонтёрских групп из числа студентов позволит вести активную информационно-просветительскую работу, которая предполагает просмотр видеофильмов о профессиях, экскурсии и посещение дней открытых дверей в учебных заведениях, организацию встреч со специалистами различных профессий, экскурсии на предприятия.Эта работа поможет формировать у подростков готовность к осознанному выбору профессии и их дальнейшему самоопределению.

Планируется проводить профориентационную работу через систему воспитательной работы с несовершеннолетними, начиная с четырёхлетнего возраста. Главной целью которой, будет получение воспитанниками знаний о многообразии профессий, востребованных на рынке труда в городской, сельской местности, профессиях сотрудников, работающих в центре.

В учреждении оборудованы автокласс, кулинарная студия «Вкусняшка», столярная мастерская, ИЗО-студия «Акварелька», творческая студия «Завиток», танцевальная студия «Конфетти», музыкальная студия. Под руководством инструкторов по труду, руководителей творческих студий и педагогов дополнительного образования несовершеннолетние не только будут принимать участие в их работе, но и  участвовать в профессиональных пробах (профессии водитель, повар, плотник, столяр, художник, хореограф, музыкант), на практике получать профессиональные навыки, которые, несомненно,  окажут влияние на их профессиональное самоопределение.

Приглашаем к сотрудничеству образовательные учреждения, инспекторов по работе с несовершеннолетними территориальных отделов полиции, инспекторов КДН и ЗП, специалистов ОВРОГУФСИН России по Приморскому краю.

Статью подготовила С.Б. Черкашина, методист КГБУСО «СРЦН «Парус надежды»

Полезные ресурсы