8 (423) 238-79-91
Владивосток, ул. Маковского, 123
Советы психолога родителям, решившимся на усыновление ребенка
1) Какие вопросы стоит задать себе родителям перед тем, как усыновить ребенка?
«Зачем это вам?» Ответ на этот вопрос адресует нас к более глубокому осознанию собственных мотивов, которые побуждают действовать. Есть хороший анекдот, когда сын сообщает отцу- еврею, что он решил жениться. На что отец задает сыну очень правильный вопрос «А что ты с этого будешь иметь?» Каким бы циничным на первый взгляд не казался этот вопрос, но именно он отправляет нас к осознанию того, какие потребности мы хотим удовлетворить, собираясь делать, то или другое. Конечно, каждый человек, который задумывается принять ребенка в семью, оставшегося без попечения родителей, это добрый, милосердный и нравственный человек. Ведущим мотивом почти всегда является мотив «помочь», ведь дети не должны жить в казенных учреждениях. И все- таки, это всегда комплекс мотивов. И скрытые, плохо осознаваемые, неотрефлексированные мотивы могут стать большим риском и трудностью в дальнейшем.
2) Что нужно узнать о ребенке перед тем, как решиться на оформление бумаг?
Как можно больше надо узнать о ребенке, перед тем как решиться на оформление бумаг. Некоторые родители питают иллюзию, что «настоящая жизнь» у приемного ребенка начнется только после того, когда он начнет жить в приемной, «благополучной» семье. А все плохое, травмирующее надо постараться оставить в прошлом, и может даже стараться не вспоминать. Но это заблуждение, так как ребенок в себе принесет то, что он впитал из своего рода, из своей семьи, в том числе травмирующего личность ребенка. Информация о ребенке, о его здоровье, о его особенностях психики, о его жизненной истории, поможет адекватно оценить предстоящие трудности и сформировать готовность взрослого их решать вместе с ребенком. Сегодня созданы «Службы подготовки и сопровождения замещающих семей» во всех субъектах РФ, создаются «Ресурсные центры», которые призваны сопровождать замещающую семью на основе межведомственного взаимодействия. Все это является большим ресурсом для поддержки и помощи родителям.
3) Действительно ли взять ребенка в семью - долгая и сложная процедура, как думают многие (что касается оформления документов и пр.)?
Процедура принятия ребенка в семью имеет два основных этапа. Первый этап – этап сбора документов в результате человек становиться «кандидатом в замещающие родители». Второй этап – этап поиска ребенка и перемещение его из учреждения в семью, в результате человек становится «замещающим родителем». Первый этап, этап подготовки проходит в 2- 3 месяца, большая часть времени занимает прохождение психолого-педагогической подготовки в «Школе подготовке кандидатов в замещающие родители». И некоторых будущих кандидатов это возмущает. Но когда они оканчивают этот курс остаются благодарны за то, что система не позволила им принять поспешного решения. Не забывайте, что для адаптации семьи к рождению ребенка природа предоставляет 9 месяцев. Второй этап очень часто затягивается на месяцы, т. к. «подходящего» ребенка бывает трудно найти.
4) Какие сложности (психологические) чаще всего возникают при усыновлении?
Если говорить о психологических трудностях при усыновлении они такие же, как и при любом изменении в жизни семьи и человека. Нужно время, чтобы перестроиться: организовать быт, согласовать обязанности, распределить время, пересмотреть приоритеты. Необходимо привыкнуть к новым социальным ролям: мамы, папы, бабушки, дедушки и т.п. Потому что ребенка принимает в семью не только один или два человека, ребенка принимает род.
Для взрослого человека, который взрослый не только по возрасту, а взрослый, по сути, по своим поступкам, те трудности, с которыми он сталкивается, преобразуются в задачи, которые он может решить самостоятельно или с помощью привлечения дополнительных ресурсов.
5) Какие трудности возникают реже, но к ним тоже нужно быть готовым?
Как выстроить приемным родителям отношения с кровными родственниками ребенка, у которых «внезапно» возникло желание принимать участие в его жизни?
Эта ситуация очень непростая, возникает очень редко, но к ней тоже нужно быть готовым. Почему редко? Да потому, что прежде, чем ребенок получит статус «оставшийся без попечения» специалисты органов опеки и попечительства сделают все возможное, чтобы наладить отношения с кровными родственниками ребенка и восстановить утраченные семейные связи. И только после этого ребенок получает «статус» и оказывается в государственном учреждении. И все-таки задача – выстроить отношения ребенка и замещающих родителей с кровными родственниками реальными или «виртуальными» (когда ребенок отказник от рождения и в графе мама и папа всегда был прочерк), - это важная и порой трудная задача.
6) Необходимо ли какое-то особое отношение к приемному ребенку: скажем, нужно ли быть к нему добрее, чем к своему ребенку? Родители думают, что на своего ребенка они где-то могут прикрикнуть. А с приемным так нельзя?
Отношение взрослых к ребенку всегда должно быть очень уважительное, какая разница, каким путем ребенок пришел в семью? Насилию в том или ином виде можно и нужно сказать нет! Дисциплина может быть основана и должна поддерживаться на уважении личности, без насилия (физического, психологического и т.п.). Дети – это тоже люди, только маленькие. Конечно, приемные дети очень часто демонстрируют родителям «трудное поведение», с которым нам взрослым очень трудно. Еще, «трудное поведение» – это всегда сообщение нам взрослым, что ребенку в чем-то очень «трудно». Мы, же взрослые! Мы всегда можем, что-то с этим сделать. Кто хочет разобраться, ищет возможность, а кто не хочет, тот ищет оправдание в плохих генах и т.п. Трудное поведение – это прежде всего, примитивные технологии достижения желаемого. Понять причину поведения, понять «сообщение» ребенка и научить ребенка новым технологиям (социально-одобряемым) достижения желаемого, это и есть воспитательная задача приемных родителей. 7) С каким настроем приходят родители на усыновление? Часто ли они разочаровываются в своем выборе?
Родители, решившиеся на усыновление полны надежд и ожиданий новой для них, пока еще невиданной жизни. Они желают развиваться, желают дарить любовь, желают испытать любовь ребенка на себе. Часто ли разочаровываются? Ответ кроется в самом слове, однокоренное слово которого «очарование». Простите, но это детская позиция, когда человек в своих фантазиях «нарисовал очаровательную картинку», а потом приходит время разочаровываться. Но это тоже неплохо, это все, есть не что иное, как личностный рост. Все зависит от того, какие выводы человек сделает и какими станут его дальнейшие действия, конструктивными или нет. 8) Правда ли, что приемный ребенок не станет родным до конца (проблема наследственности)?
Родным для человека, становится все и вся во что мы вкладываем свои силы, душу, любовь, труд, творчество. Например, любимое дело, семья, близкий человек и т.д. И дело вообще не в наследственности, а в отношении к жизни, к людям, к детям. Если формально относиться к своим родительским обязанностям, то и родной ребенок не станет родным до конца. А про проблемы наследственности? Кто из нас может похвастаться «супер-генами», почти в каждом роду есть свои «алкоголики». Любовь – это сила, способная к преображению. Больше надо заботиться о том, чтобы научиться любить, научиться проявлять любовь таким образом, чтобы дети чувствовали эту любовь и смогли с ее помощью преодолеть те ограничения, которые им достались в наследство.
9) Вообще, чем приемный ребенок отличается от родного? Есть ли кардинальные различия?
Отличия приемного ребенка от родного конечно есть. И своими корнями они лежат в его жизненной истории. Я бы выделила три ведущих фактора, которые необходимо анализировать, выявляя ресурсы и риски.
Первое, это факторы, связанные с его кровной семьей, с тем, сколько времени от момента рождения он провел со своими родителями или теми, кто их заменял. Очень важен первый опыт взаимодействия ребенка со взрослым, который обеспечивает безопасность ребенка, проявляет по отношению к нему заботу, проявляет чуткость к его потребностям. Этот опыт активизирует врожденную и очень важную для жизни и развития потребность в привязанности. Развитие надежной привязанности – это реалии кровных детей в благополучных семьях. В неблагополучных семьях новорожденный ребенок часто сталкивается с психотравмирующими событиями (жестокое обращение, употребление родителями ПАВ, потеря фигуры «ухаживающего») и тогда это уже нарушение привязанности в разной степени. В последствие, часто нарушено базовое уважение к себе, базовое доверие к людям.
Второй фактор, который стоит проанализировать родителям и специалистам по сопровождению замещающей семьи, это как проходила утрата семьи, разрыв семейных связей. Это очень болезненный процесс, который оставляет посттравматические последствия. Как вы думаете, чувствует себя ребенок, которого «бросили» родные. Какие чувства он может испытывать? Двойственные или амбивалентные, когда одновременно злишься, ненавидишь и любишь, испытываешь нежность, вспоминая маму. И это очень изматывающие чувства забирают много энергии и жизненных сил у ребенка. Вспомните ваши чувства, когда «разрывались» близкие отношения. И даже, если этот неблагополучный родитель бил или издевался над ребенком, то ребенок чувствует облегчение и радость от того, что это прекращено, и одновременно чувствует привязанность к своему агрессору. Амбивалентные чувства – это реальность, в которой живут отверженные дети. И этот опыт взаимодействия со взрослым, порой единственный, и он автоматически перекладывает на взаимоотношения с приемными родителями. Вот это и есть одна из причин трудного поведения.
Третий фактор, который необходимо проанализировать, это длительность проживания ребенка в системе детских государственных учреждений. Сменный режим работы сотрудников государственных учреждений не позволяет ребенку сформировать стойкую привязанность с кем-нибудь из взрослых. Разрыв с родными братьями и сестрами, потеря родовых связей, социальных связей (соседей, одноклассников и т.п.) отрицательно сказывается на развитии личности ребенка. Отсутствие личных вещей, фотографий, отсутствие возможности уединения (даже в туалете порой нет дверей) все это, приводит к нарушению личных границ, как своих, так и других. Отсутствие возможности выбирать пищу, время ее приема, вида досуга и т.п., все это отрицательно сказывается на социальных навыках и на психологии ребенка. Жизнь, в которой за тебя все продумали и отправили по «дорожной карте» формирует «воспитанную беспомощность» детей из учреждений, снижает их инициативность, снижает «поисковую активность». Именно поэтому выпускники детских госучреждений с трудом социализируются.
Насколько все эти факторы повлияли на ребенка, это то, что необходимо учитывать, выбирая стратегию воспитания приемного ребенка. Главное, что он теперь не один, вы рядом, дорогие добрые и благородные люди, у которых хватает мужества замещать родителей, которые чаще всего, где-то рядом «наслаждаются» своей жизнью. Но это уже другой вопрос, который тоже требует вдумчивого и детального разговора.