Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Специалистам - Парус надежды
Версия для слабовидящих

Электронная почта: parusvl@bk.ru

 

  

 

8 (423) 238-79-91

Владивосток, ул. Маковского, 123

Задать вопрос

Специалистам

Опубликовано: 17.03.2023 год.

Социальное сопровождение. Нормативно-правовые акты. 

Федеральный Закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р)

Презентация о социальном сопровождении и работе Координационных советов в Приморском крае. (По документу "Модельная программа социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае)

"Модельная программа социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае". (Приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 29.06.2016 №811)

"Примерное положение о службе  социальной помощи семьям с детьми, в проживающим на территории Приморского края". (Приказ министерства труда и социальной политики Приморского края от 29.09.2021 № 530)

"Порядок межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае". (Приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 29.12.2016 № 812)

"Положение о территориальном Координационном совете по организации социального сопровождения семей, проживающих на территории Приморского края" (Приказ департамента труда и социального развития Приморского края от «29» декабря 2016 года № 813)

Социальное сопровождение как  форма социального обслуживания семей с детьми в Приморском крае осуществляется с 2017 года. Первой, пилотной территорией стал Владивосток и первая служба социального сопровождения открылась в КГБУСО "СРЦН "Парус надежды", в отделении "Семь-Я".

Методические разработки регионального Ресурсного центра по социальному сопровождению семей с детьми

Кейсы №№ 1-4 "Семейных случаев в практике организации социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации"

Кейсы №№ 5-9 "Семейных случаев в практике организации социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации"

Кейсы №№ 10-14 "Семейных случаев в практике организации социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации" 

В кейсах разобраны как случаи из практики территориальных Координационных советов по социальному сопровождению семей с детьми Приморского края, так и случаи, которые не попадали в работу. Разработаны дополнительные вопросы, которые помогут при анализе ситуации семьи; рассмотрено, как можно эффективнее перераспределять задачи по исполнению мероприятий ИПСС,  назначая дополнительных кураторов случая из числа членов Координационного совета с учетом их профессиональных возможностей.  В кейсах №№ 10-14 к каждому случаю добавлены более подробные разъяснения и советы, как использовать ресурсы НКО и  общественных организаций в социальном сопровождении семей с детьми.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ КООРДИНАЦИОННЫМ СОВЕТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Специалистами регионального ресурсного центра по социальному сопровождению семей с детьми в период с мая 2022 г. по март 2023 г. на выездных мероприятиях по Приморскому краю был проведен анализ деятельности 17 (половины от общего числа) территориальных Координационных советов по организации социального сопровождения семей с детьми в трудной жизненной ситуации. Выезжая в муниципалитеты края, сотрудники ресурсного центра знакомились со спецификой деятельности Координационных советов на местах, принимали участие в заседаниях. После заседаний для участников системы социального сопровождения проводились форсайт сессии с разбором нестандартных индивидуальных семейных случаев.

Подведены итоги выездных мероприятий, осмыслена проведенная супервизия деятельности территориальных Координационных советов. Обобщая выявленные тенденции, считаем, что наиболее целесообразно строить работу по повышению доступности услуг социального сопровождения нуждающимся семьям с детьми через решение следующих задач:

  • совершенствование межведомственного обмена информацией о семьях с детьми, находящимся в состоянии семейного или социального неблагополучия. Оперативное получение информации позволит большему количеству нуждающихся семей с детьми в трудной жизненной ситуации получить своевременный комплекс услуг в рамках социального сопровождения;
  • при решении задач ИПСС необходимо распределение сфер ответственности между членами Координационных советов, назначение вторых и третьих кураторов – ответственных должностных лиц, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, что позволит добиться большей эффективности работы межведомственной команды;
  • заключение партнерских соглашений с социально ориентированными некоммерческими организациями, объединениями, привлечение их к участию в индивидуальных программах социального сопровождения. Использование ресурса НКО, общественных организаций и объединений позволит привлечь уникальные ресурсы и решить целый ряд вопросов социальной адаптации, моральной поддержки, вовлечения членов семьи, в том числе несовершеннолетних, в социально одобряемую активность.

Качество межведомственного взаимодействия обеспечивается, прежде всего, административно-процедурной регламентацией процесса взаимодействия. В «Порядке межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае», утвержденного Приказом департамента труда и социального развития Приморского края от «29» декабря  2016 года № 812  (разработан на основании требований 442 федерального закона) определены  все основные регламенты взаимодействия.

С полной методической статьей можно ознакомиться здесь: "Рекомендации  территориальным Координационным советам по организации социального сопровождения семьям с детьми в трудной жизненной ситуации"

 Материал подготовила  Борисова О.В. 28.04.2023г.,  региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае 

 

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБ СОПРОВОЖДЕНИЯ (Технологии работы с семьей)

Работа со случаем

Технологии социальной работы базируются на подходах, отработанных десятилетиями. Современные методы работы с семьями построены таким образом,  чтобы  помощь в разрешении их проблем, исключала пассивное отношение членов семьи к взаимодействию со специалистом, основывалась на совместном планировании действий по преодолению личных и семейных проблем, какими бы причинами они не были изначально определены: недостаточной мотивацией, неспособностью или невозможностью работать над решением проблемы, неумением разрешать проблему правильным способом. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь семье в этих обстоятельствах достигнуть адекватного уровня социального функционирования. 

В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте (семье), обеспечивающие условия для работы с индивидуальным семейным случаем.

Цель социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах. Этапы взаимодействия отображенны в файлах-шпаргалках:

  1. Общая модель действий специалиста по работе с семьей в индивидуальной работе со случаем
  2. Особенности некоторых этапов технологии социального сопровождения

По материалам пособия, изданного ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом», Ресурсный центр реабилитации кровных и сопровождения замещающих семей. "Шпаргалка №1 для специалистов служб сопровождения. Технологии работы с семьей" 

Подготовила 25.07.2023 г. Борисова О. В. Региональны ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае 

 

Кураторство. Профессиональная деятельность куратора случая и его компетенции

Понятие о кураторе случая заимствовано из практики комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Изучив типовое положение о кураторе семейного случая, реализующего индивидуальную программу реабилитации семьи несовершеннолетнего в социально опасном положении, специалист системы социального сопровождения может составить представление и о регламенте деятельности кураторе случая социального сопровождения. Однако, существует разница в подходе и методах работы куратора случая с разными целевыми группами – семьями с несовершеннолетними детьми в социально опасном положении и семьями в трудной жизненной ситуации. При работе одними и теми же методами с различными аудиториями снижается вероятность установления доверительных отношений, возможностей проведения точной диагностики и привлечения ресурсов семьи. 

В деятельности КДН куратор случая – специалист, осуществляющий деятельность по защите прав и интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, через разработку плана реабилитации ребенка и семьи. Куратор в данном случае в своей деятельности  опирается на ФЗ № 120, который регулирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Социальное сопровождение семей с детьми в трудной жизненной ситуации – одна из форм социального обслуживания, согласно ст.19 442 ФЗ. Это всесторонняя помощь семье в виде социальных услуг при ее столкновении с трудностями внутри семьи и вне семьи и содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным  услугам.

Краткие тезисы о функциональных обязанностях куратора случая в социальном сопровождении, о порядке его закрепления за сопровождаемой семьей, о том, кто может выступать куратором, о рекомендуемом количестве сопровождаемых семей на одного специалиста сформулированы в  Модельной программе социального сопровождения семей с детьми в Приморском крае.

Для формирования представления о вопросе в коротком формате, предлагаем обратить внимание  на буклет коллег из ресурсного центра ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом», либо использовать подготовленные нами файлы-шпаргалки,  описывающие деятельность куратора в системе социального сопровождения семей с детьми с точки зрения профессиональных особенностей и необходимых компетенций:

  1. Профессиональная деятельность куратора случая
  2. Коммуникативные компетенции куратора случая

Так же важно отметить, что мониторинг деятельности территориальных Координационных советов по социальному сопровождению семей с детьми (см. статью выше) продемонстрировал необходимость перераспределения части задач ИПСС семейного случая между членам Координационных советов, с учетом профиля их деятельности, и назначения вторых и третьих кураторов случая. При использовании данной рекомендации эффективность выполнения задач ИПСС возрастает.

Подготовила 15.08.2023 г. Борисова О. В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае  

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как организовать поддержку программ адресной помощи семьям с  привлечением НКО

Одним из ярких событий 2022 г. для специалистов учреждений социального обслуживания семей с детьми Приморского края стала подготовка и проведение  праздничного благотворительного мероприятия "Семейный БАZАРТ". Праздник - часть практики, разработанной специалистами регионального ресурсного центра по социальному сопровождению семей с детьми в ТЖС.

Цель практики - привлечение негосударственных организаций, общественных объединений, добровольцев к социальному партнерству, к помощи в решении тех или иных программных задач наших учреждений СО семей с детьми. Так, в 2022-2023 гг. учреждения, подведомственные Министерству труда и социальной политики, приняли участие в реализации федерального пилотного проекта "Репродуктивное здоровье". Для ресурсной поддержки программ и была разработана технология привлечения НКО. Прежде всего, НКО помогают в программах "Радуга детства", "Вырастай-ка" по сбору вещей и предметов первой необходимости для детей из семей, живущих в отдаленных  и сельских территориях Приморского края.

Таким образом, практика позволяет, с использованием разработанного алгоритма, найти заинтересованных партнеров, объединить ресурсы и создать систему регулярного сбора, адресной доставки семьям (с учетом заявок) необходимых вещей и предметов для детей.

Разработаны рекомендации по проведению праздника «Семейный БAZАРТ». Рекомендации включают описание алгоритмов привлечения к сотрудничеству НКО, управленческих действий по организации непосредственно событийного мероприятия, процедуры информационного сопровождения праздника. С теоретическим обоснованием практики, кратким отчетом о первых шагах ее реализации можно ознакомиться  в презентации.

Праздничное благотворительное мероприятие «Семейный БAZАРТ» впервые был проведен на территории КГБУСО «СРЦН „Парус надежды“ в пригороде г. Владивостока в июле 2022 г., затем, с периодичностью 1 раз в полугодие, состоялся в подобных 10 учреждениях на территории всего Приморского края.

Праздник — максимальная точка развития проекта, это эмоционально наполненное событие с признанием, словами благодарности, возможностями нетворкинга для участников проекта. Цель праздника — создать организованное благотворительное пространства для НКО, ресурсных семей с детьми (семей-дарителей).

К празднику приурочена акция «Сундучок добра» по пополнению благотворительных складов и пунктов проката детских вещей. Это главная задача праздника. Поэтому важно вести информационную подготовку праздника с правильным разъяснением смысла акции «Сундучок добра». Заключается он в коллективном сборе подарков семьям, живущих в отдаленных районах края и испытывающим трудности с приобретением всего необходимого для новорожденного, для подрастающего малыша или при сборе детей в школу.

Наряду с идеей благотворительности, пространство наполняется тематическими консультационными площадками со специалистами здравоохранения, образования, социальной защиты, психологами, творческими мастер-классами, различными игровыми и спортивными активностями для детей и родителей. Праздник «Семейный БAZАРТ» — важнейшая часть практики. Согласно данным опросов, обеспечивает возможность ее участникам получить возврат вложения своих ресурсов в проект.

Элементы инфраструктуры проекта:

Пункты проката «Радуга детства»: прокат предметов первой необходимости для малышей до 3 лет — колясок, кроваток, ванночек и др.; передаются во временное безвозмездное пользование семьям в трудной жизненной ситуации.

Программа «Вырастай-ка»: сбор у ресурсных семей, готовых отдать качественные вещи и предметы, обеспечение адресной доставки вещей семьями с детьми от 0 до 3 лет, проживающими на отдаленных территориях и сельской местности, с учетом их потребностей.

Акция «Сундучок добра»: проводится на благотворительном семейном празднике «БAZАРТ». Это передача пришедшими гостями подарков, вещей, предметов, колясок, кроваток, столиков-стульчиков для кормления, ходунков, автолюлек, детских одеял, подушек, развивающих игрушек, детского питания, продуктовых наборов, одежды, обуви, канцелярских принадлежностей, школьных ранцев. Подарки торжественно принимаются в автобусы. Там же присоединяются вещи, которые были собраны с помощью НКО в подготовительный период. Далее автобусы везут все на территориальные склады. В периоды между праздниками их сбор проводится на постоянной основе, согласно разработанному алгоритму.

Учреждения социального обслуживания семей с детьми (СРЦН) Приморского края, на их базе которых формируются территориальные склады вещей и пункты проката. Далее вещи развозятся в подразделения, откуда поступили заявки на необходимые вещи.

Территориальные подразделения Служб социального сопровождения работают во всех районах Приморского края. Являются конечными, наиболее близкими к благополучателям пунктами, где собирается информация о нуждающихся семьях, поступают заявки о необходимом, происходит передача вещей семьям.

Практика по поддержкуе программ адресной помощи семьям с  привлечением НКО, благотворительное мероприятие "Семейный БАZАРТ" в настоящее время проводится на регулярной основе во всех социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Приморского края. Механизм привлечения ресурсов  социальных партнеров  доказал свою работоспособность и актуальность.

Подготовила 23.10.2023 г. Борисова О. В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае 

 

Платформа "Смартека" как инструмент повышения профессионального мастерства

Интернет-платформа "Смартека" хорошо известна специалистам учреждений социального обслуживания Приморского края как электронный ресурс по обмену опытом с коллегами из регионов. Здесь  представляется возможность опубликовать свои лучшие  программы или воспользоваться результативными разработками других. На практике "Смартека" показывает себя таким банком успешных решений, где можно найти не только реальные механизмы изменений, но и методическую поддержку их авторов.  

Почему же так важен этот инструмент обмена технологиями и решениями? "Реестр лучших социальных практик Смартека” –   один из проектов АСИ (Агентства стратегических инициатив – некоммерческой организации, учрежденной Правительством РФ).  "Смартека" позиционируется как инструмент для лидеров изменений: глав регионов, управленческих команд, специалистов-новаторов. На уровне регионов обеспечивает технологиями достижения Национальных целей и KPI губернаторов.  

С точки зрения разработчиков практики, ценность публикации ее на “Смартеке”  – признание экспертами и профессиональным сообществом. Особенно, если практика была принята к внедрению другими проектными командами, для которых такое решение общественной проблемы показалось убедительным, понятным и адекватным по затратам.  Например, практика КГАУСО "Арсеньевского СРЦН "Ласточка" “Организация профориентационных мастерских для несовершеннолетних «Твой выбор»” принята к внедрению образовательными и социальными организациями Амурской, Ивановской, Челябинской области и Хабаровского края!

Вот почему практику, размещаемую на “Смартеке,” необходимо описывать и раскрывать в заявке простым языком и так, чтобы эксперт или коллега увидели вашу логику решения проблемы целевой аудитории. Так, чтобы суть инновационного авторского метода, решающего эту проблему, была очевидна, а описание механизма действий дополнялось методическими разработками в виде подгружаемых отдельными файлами дополнительных материалов. 

Немного цифр. За период 2020-2023 гг. проектные команды социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Приморского края разместили  три практики на "Смартеке", из них – две практики от КГАУСО "Арсеньевский СРЦН "Ласточка" и одна – от КГБУ "Артемовский СРЦН". Остальные учреждения  также разрабатывают и внедряют инновационные  программы (практики)  в  своей социально-реабилитационной деятельности. Но опубликовать эти наработки на "Смартеке" им пока не удается. В 2023 г. экспертами платформы было отклонено (отправлено на доработку) более пяти наших заявок. Основной причиной отказа чаще всего называют недостаточную доказательность практики.

При возврате на доработку,  обратная связь с экспертом, отклонившим заявку, не предоставляется. Поэтому мы постарались разобраться с тем, что же такое доказательность.

Наша основная рекомендация заключается в том, чтобы придерживаться правил проектной культуры уже на этапе планирования практики. Во-первых, соблюдение этих правил обеспечивает  результативность, ведь вы планируете целевые показатели, продумываете их способы их измерения и мониторинга. Во-вторых, описание вашего подхода начинает формироваться до этапа внедрения, но никак не после. Как ни очевидно все это выглядит, но не все придерживаются этих правил.

По сути, доказательность опирается на исследовательский подход, на корректность и честность в оценке результатов своего проекта.  Прежде всего, чтобы понять "правила игры," предлагаем ознакомиться со "Стандартом доказательности практик в сфере детства", разработанным в 2021г. по заказу Министерства образования РФ. Данный документ описывает новую парадигму в области оценки эффективности практик и программ в сфере детства, начал внедряться сначала в деятельность НКО западных регионов, затем в работу таких операторов реестров лучших практик, как благотворительный фонд Тимченко, платформа "Смартека."

Изучить дополнительные материалы о Стандарте доказательности можно на сайте  “Социальные результаты и показатели” по ссылке. Проверить уровень доказательности своей практики можно с помощью тестирования (бланк). Есть и онлайн-версия инструмента самодиагностики уровня доказательности. Содержание вопросов уже раскрывает смысл понятия "доказательность."

Четыре основных направления доказательного анализа включают в себя:

  • Регламентированность практики 
  • Обоснованность практики 
  • Результативность практики (достижение социальных результатов)
  • Обоснованность данных о социальных результатах практики

Лучшее разъяснение об этих направлениях доказательности, об их подробных критериях дано в Методологии "Стандарта доказательных практик."  Также предлагаем ознакомиться с Кейсом по планированию и оценке социального результата, разработанным Региональным ресурсным центром по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском краю, на основе одной из программ КГБУСО "Уссурийский СРЦН."

После ознакомления с документами становится понятно, что "Стандарт" повышает градус требовательности к социальным и образовательным проектам в целом, и  к проектам сферы детства, размещаемым на платформе "Смартека," в частности. Но полное ему соответствие связано с большой наукоемкостью.

На наш взгляд, краевым учреждениям социального обслуживания семей с детьми, заинтересованным в развитии своих проектных навыков, необходимо освоиться в современных тенденциях и подходах к подтверждению результативности практик. 

Например, специалисты должны понимать: для доказательного подхода недостаточно простых непосредственных результатов (количество проведенных занятий, тренингов, мероприятий; численность участников, количество отработанных специалистами часов или визитов на дом). Обязательно нужно уметь планировать и корректно фиксировать показатели социальных результатов, отражающих изменения в знаниях, в поведении, приобретение новых навыков детьми и их родителями, то есть те существенные изменения, которые приводят к повышению качества их жизни. Очень важно собирать обратную связь от благополучателей. 

Стоит начинать с малого.  Из практических соображений можно  адаптировать к требованиям Стандарта свои практики, направляемые на "Смартеку,"  ориентируясь на допустимый начальный уровень доказательности (см. таблицу в "Методологии"). В итоге, это повысит профессионализм специалистов и принесет только пользу нашим благополучателям – детям и их семьям. 

Подготовила 23.11.2023 г. Борисова О. В. Региональный ресурсный центр по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае 

В разделе  выше опубликованы методические разработки, подготовленные по итогам встреч с территориальными Координационными советами по социальному сопровождению. Проведен мониторинг практик и методов, различных аспектов межведомственного взаимодействия, применяемых в рамках работы советов, сформулированы выводы и коротко рассмотрены механизмы преодоления основных трудностей этого взаимодействия. Так же в публикациях раздела освещаются различные аспекты технологий работы с семьей. Для специалистов, ведущих проектную деятельность будет интересен анализ требований "Стандарта доказательных практик."

 

Методические пособия 

1. Прикладные социально – диагностические технологии работы с семьей в учреждениях социального обслуживания. Сикорская Л. Е., Солдатенкова М. Л. 2019 г. В пособии представлены методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической диагностической работы с семьей и детьми в учреждениях социального обслуживания.

Содержание. Глава 1. Методики социально-педагогической работы с семьей и детьми (изучающие особенности воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений», тест – опросник родительского отношения; методики для изучения супружеских взаимоотношений).  Глава 2. Методики и технологии социально-психологической работы с семьей и детьми: исследования межличностных отношений ребенка, диагностики сфер интересов детей, «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», тест "Уровень конфликтности личности", методики для изучения структуры семейных ролей, семьи – как системы «Семейная социограмма», «Рисунок семьи». Глава 3. Игровые методики, картотека игр.

2. Организация социальной работы с семьей: методическое пособие. Под ред. О.Г.Прохоровой, Е.А. Виниченко В методическом пособии раскрываются современные подходы и результаты практического опыта организации социальной работы с семьями и детьми, особенности использования технологии работы с семьями, имеющими проблемы в детско-родительских и/или супружеских отношениях.

Содержание. 1.Основные аспекты организации социальной работы с различными категориями семей. 2.Основные инструментарии в организации работы с семьями. 3.Оценка эффективной деятельности специалистов по работе с семей.

3. Рабочая папка социального педагога. Под ред. Е.Н. Сорочинской Данное пособие включает в себя необходимые материалы в повседневной работе социального педагога. В пособие вошли следующие материалы: основные документы, нормативно-правовая база деятельности социального педагога в системе образования, образцы документов, используемых в повседневной профессиональной деятельности. Пособие предназначено студентам педагогических колледжей и учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку социальных педагогов, а так же молодым специалистам.

Содержание. Часть I. Нормативно-правовая документация. Часть II. Образцы документов.

4. Социальные технологии по работе с семьей: традиции и инновации. Под ред. Захаровой Ж.А. Кострома: ГКУ ОСРЦН «Добрый дом». В предлагаемом сборнике представлен обобщенный опыт эффективного использования социальных технологий в Костромской области (г. Кострома, Межевской, Октябрьский, Островский, Поназыревский, Пыщугский и Шарьинский районы): описаны как традиционные технологии (социальный патронаж, технологии работы с алкоголе-зависимыми семьями и по профилактике жестокого обращения), так и инновации, например сеть социальных контактов, социальный многоэтажный лифт и др.

Содержание: Часть I. Традиционные социальные технологии. Часть II. Внедрение инновационных технологий в Костромском регионе

5. Реабилитационная работа c семьей. Методическое пособие. Под ред. Аладьина А.А. В пособии белорусских авторов описываются такие практики социальной работы, как метод Марте Мео  (видеотерапия), работа с сетью контактов клиента, техника шкальных  оценок, методы сетевых встреч,  «Семейный совет», «Решение проблем» (классический, «пропускание» проблемы, анализ сильных сторон, «интервью», поиск ресурсов). Так же читатель может познакомиться с использованием в  работе ГУО Гродненский городского социально-педагогического центра реабилитационной, мотивационной программы для алкозависимых родителей «Помоги себе сам».

6. Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов. Панфилова М.А.  Специалисты социальных учреждений, работающие с детьми, активно используют игровые методики, сказкотерапию в реабилитационном процессе. Развиваться далее в этом направлении можно, используя пособие Панфиловой М.А. – доцента кафедры клинической психологии факультета клинической психологии. Скан-копия разработки содержит подробные описания методик, диагностических инструментов, планы игровый терапии, развивающих игр, различных игровых техник,  которые представляют собой синтез современных психотерапевческих методов: игротерапии, метода беседы, арттерапии, психогимнастики, телесной терапии, элементов психодрамы, сказкотерапии и других.

7. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии.  Федосеева М.А.  Представленные конспекты предусматривают использование различных форм и методов песочной терапии в комплексе с сенсорными, коммуникативными, двигательными, познавательными и игровыми видами детской деятельности. В содержание каждого занятия включены наглядно-дидактические средства и современные приемы социально-личностного формирования дошкольников, различные творческие задания, которые вызывают интерес у детей 3-7 лет и способствуют формированию речи, произвольного внимания, памяти. Используются игровые образы, различные приспособления для рисования песком. Включены игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессивности, совершенствованию коммуникативных, игровых навыков, развитию познавательных процессов.

8. 21 шаг социального проектирования. Методическое пособие. Близнецова Е. В. Данное методическое пособие представляет собой комплекс теоретических основ социального проектирования и практических рекомендаций по написанию социального проекта. В пособии последовательно, «шаг за шагом», объясняется, как написать успешный социальный проект. Цель данного пособия – кратко, но в то же время всеобъемлюще, описать основные стадии разработки социального проекта. Данное пособие будет полезно руководителям, сотрудникам некоммерческих организаций, инициативным группам и просто тем, кто не равнодушен к социальным проблемам и готов менять жизнь людей вокруг себя в лучшую сторону.

9. Социальный проект. Методическое пособие. Проблема – идея – результат. Иванова Н.Ю., Кривенков В.И. Разработка новоссибирской АНО "Центр образовательных технологий" кратко, но емко подскажет специалистам, так или иначе соприкасающимся с социальным проектированием, о ключевых этапах создания и описания проекта. Как определить проблему целевой аудитории, правильно сформулировать цели и задачи проекта, какие механизмы достижения цели выбрать и как трансформировать их в план, как прийти к намеченному результату, - на все эти вопросы ответит пособие.

 

442 законом предусмотрен процесс обмена информацией о семьях, нуждающихся в социальном сопровождении (подробннее об этом – в "Порядке межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в Приморском крае"). Выявление таких семей возложено на специалистов учреждений социального обслуживания, центров занятости населения, здравоохранения, образования, комиссий по делам несовершеннолетних, культуры, физической культуры и спорта; специалистов органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних. Публикуем памятку с перечнями категорий семей, которые могут рассчитывать на социальную поддержку и обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семей с детьми. Версия памятки для печати здесь

.

 

 

Полезные ресурсы